Способы монтажа кровельной гидроизоляции
Заказ звонка

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Заявки принимаются без выходных

+7 (351) 233-00-30 пн-пт: с 8:00 до 18:00
+7 (351) 233-00-30 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Заказ звонка

Наплавляемые системы

Наиболее часто монтаж производится путем наплавления данных материалов горячим (огневым) способом с помощью и топливных горелок (это относится к материалам, имеющим большую толщину от 2,8 до 5,5 мм).

При ремонте мягкой кровли по старому ковру поверхность кровельного покрытия необходимо очистить от мусора перед началом работ. Имеющиеся на старом кровельном покрытии пузыри необходимо вскрыть, имеющуюся внутри влагу удалить горелкой и заплавить.

В случае капитального ремонта кровель производится демонтаж старого покрытия. При этом демонтируются небольшие участки, которые затем сразу же покрываются новым кровельным покрытием, во избежание протечек, в случае попадания атмосферных осадков на открытые участки кровли.

Перед нанесением кровельного покрытия рекомендуется покрыть основание битумным праймером. Праймер необходим для того, чтобы повысить степень сцепления кровли с основанием. Перед укладкой кровли необходимо раскатать рулон по кровле полностью и убедится в его правильном расположении. После чего, зафиксировав начало рулона при помощи горелки и плотно скатать рулон обратно.

При двуслойной или трехслойной укладке кровли производят смещение рулонов по длине и по ширине. Стыки разных слоев не должны совпадать.

Рулон укладывается на кровлю путем наплавления газовой горелкой по мере раскатывания рулона. Температура пламени на конце факела горелки достигает 600-800°С.

Пламя горелки направляют на нижнюю часть рулона. Перед раскатываемым рулоном должен образоваться "валик" расплавленного битума.

По краям рулона должно выступать до 2 см расплавленного битума, что является гарантией качественного выполнения швов. Факел должен действовать на материал не более 5 с, иначе верхний слой битума выгорает, происходит пережог материала, и он частично теряет свои свойства. После наплавления рулона проверяется качество шва. Боковые и концевые стыки рулонов должны быть сделаны в направлении уклонов кровли так, чтобы вода не затекла в них.

Альтернативой огневому способу является технология наплавления инфракрасным методом. Суть метода состоит в создании температуры разогрева нижней поверхности битумного или битумно-полимерного материала порядка 160°C, что дает возможность полностью исключить его разрушение. Продолжительность нагрева инфракрасными лучами значительно меньше, чем при использовании контактных способов. Инфракрасные лучи обеспечивают внутренний нагрев материала. Компактность и мобильность устройств с инфракрасными излучателями позволяют проводить нагрев материалов в требуемом месте и легко визуально регулировать этот процесс во времени.

Возможно наплавление холодным (безогневым) способом путем растворения (превращения в капельно-жидкое состояние) утолщенного слоя битумных или полимерно-битумных мастик на полотнищах материала заключается в следующем. На поверхность чистого огрунтованного основания и на покровные слои наклеиваемых полотнищ наносят растворитель, например уайт-спирит или керосин, а затем наклеивают и прикатывают полотнища.

Приклеиваемые системы

Приклеивание рулонных материалов осуществляется посредством различных клеевых композиций в основном для материалов малой толщины от 1,5 до 2,8 мм. Как правило, в качестве клеевых композиций используются битумные или битумно-полимерные мастики и праймеры.

Монтаж рулонных материалов, осуществляемый приклеиванием горячими мастиками возможен с использованием:

  •  битумных мастик (температура мастики 180 - 200°С);
  • битумно-резиновых мастик (температура мастики 160- 180°С);
  • дегтевых и гудрокамовых мастик (температура мастики 120°С).

Данная технология требует сложного оборудования в виде битумоварочных котлов с перемешиванием компонентов, автогудронаторов, термосов, подающих на кровлю установок. Это старый и весьма трудоемкий способ укладки рубероидных кровель в 4 - 5 слоев. Кроме больших затрат по приготовлению мастик, данная технология также проигрывает и в трудоемкости нанесения мастик на поверхность кровли, поэтому в настоящее время он применяется очень редко. Кроме того, как уже говорилось ранее мягкие кровли, выполняемые из традиционных материалов, недолговечны. Кровельные работы с битумными материалами не поддаются эффективной механизации, выполняются сезонно и в основном вручную.

Приклеивание холодными битумными, битумно-резиновыми, битумно-полимерными и другими аналогичными мастиками более технологично и пожаробезопасно, так как исключает из технологического процесса операцию нагрева мастики. Холодные мастики обычно приготавливаются централизованно, и поставляются на объект в металлических ведрах объемом 20 л. Мастика холодного отверждения, представляет собой суспензию наполнителей, минеральных добавок и добавок специального назначения в растворе битума или битумно-полимерной эмульсии.

Перед началом наклейки рулонного ковра основание очищают от пыли и грунтуют, а рулон проверяют — раскатывают вдоль меловой линии, очерченной на плоскости покрытия. Если продольная кромка полотнища совпадает с меловой линией, то его скатывают в рулон и приступают к наклейке. Мастики наносятся тонким слоем на основание кровли и на отогнутую часть кровельного материала вручную. Раскатываемый рулон прижимают к основанию, чтобы излишек мастики создавал перед рулоном непрерывно перемещающийся валик высотой 5...10 мм. В противном случае под накатываемым полотнищем возникнут непроклеенные места, которые впоследствии могут вздуваться или наполняться водой. Перехлест полотен должен быть не менее 100 мм. Направление нахлестки стыков в наружном слое ковра должно совпадать с направлением господствующих ветров в районе строительства. Для качественного приклеивания слоев рубероида используют катки-раскатчики.

Битумные и битумно-полимерные материалы могут содержать клеящий слой, покрытый силиконовой бумагой. Для устройства кровли необходимо снять защитную бумагу и разгладить полотнища. Подобные материалы обычно применяются в малоэтажном коттеджном строительстве.

Мастичные покрытия

Мягкая кровля может быть выполнена без рулонных материалов, с использованием мастики как самостоятельного кровельного материала. Мастика представляет собой жидко-вязкую однородную массу, которая после нанесения на поверхность и отвердения превращается в монолитное покрытие, образуя сплошную эластичную пленку.

Мастичные покрытия состоят из гидроизоляционного слоя или из гидроизоляционного и армирующего слоя. Армирующим слоем являются стекломатериалы — стеклосетка, стеклохолст, стекловолокно (рубленое). Вместо сплошного армирующего слоя иногда ограничиваются армирующими прокладками.

Мастику наносят с помощью форсунки, выливают на изолирующую поверхность с последующим распределением резиновой шваброй или наносят при помощи валика и кисти. Нарезанный кусками стеклохолст укладывают в ковер на предварительно нанесенный слой мастики.

Поскольку покрытия под водоизоляционный ковер могут иметь недостаточно ровную, гладкую и прочную поверхность, поэтому по ним устраивают выравнивающие стяжки. Одновременно в местах примыканий к вертикальным поверхностям делают выкружки или переходные наклонные бортики из легкого бетона для плавного перехода от горизонтальной поверхности к вертикальной.

Плитные основания и стяжки грунтуют раствором битумного вяжущего вещества в растворителе. Конструкции мастичных кровель в зависимости от уклонов делят на несколько типов. Плоскую кровлю с уклоном 0...2,5% выполняют в виде четырехслойного мастичного гидроизоляционного ковра с четырьмя армирующими прокладками из стеклосетки или стеклохолста и защитного слоя из гравия (размером зерен 3...10 мм), втопленного в мастику. Кровля с уклоном 2,5...10% из тех же мастик представляет собой мастичный гидроизоляционный ковер с тремя армирующими прокладками из стеклосетки или стеклохолста и защитного слоя из гравия, втопленного в мастику.

Возможно, нанесение покрытия на обрабатываемую поверхность методом холодного распыления (иногда такие материалы называют «жидкая резина» Liquid Rubber, а системы «бесшовная мембрана»). Напыляемая гидроизоляция в нашей стране применяется сравнительно недавно, но эта технология зарекомендовала себя уже как эффективная по соотношению цена-качество. В процессе холодного напыления эмульсия одновременно с отвердителем наносится на поверхность с помощью специального распылителя. При этом гидроизолирующий состав может наноситься как на вертикальные, так и горизонтальные площади, на конструкции с углами или искривленные поверхности.

Особенно заметно это преимущество при устройстве кровли с многочисленными примыканиями, узлами деталями. В этих местах (у шахт, труб, стоек, несущих конструкций) толстые рулонные материалы нужно выкраивать по сложным формам, что заметно увеличивает трудоемкость работ и снижает качество.

Напыляемая гидроизоляция обладает высокой эластичностью и высокой адгезией к любому основанию (сталь, бетон, рубероид), вне зависимости от его рельефа и после застывания образует прочную мембрану. Толщина слоя 2 мм напыляемой гидроизоляции по непроницаемости соответствует рубероидной кровле из 4-х слоев.

Для повышения прочности на разрыв и на растяжение, при многослойном нанесении, между слоями используют прослойку из стеклоткани.

Напыляемая гидроизоляция обладает высокой степенью защиты от разрушающего воздействия ультрафиолета.

Температура обрабатываемой поверхности и окружающей среды должна быть не менее 5°С. Не следует наносить материал на поверхность во время дождя и мороза.

Перед проведением напыления обрабатываемую поверхность необходимо подготовить: очистить от камней, пыли и грязи, зашпаклевать трещины, поверхность должна быть чистой, без масла и нежирной. При нанесении на кровлю необходимо удалить волны, пузыри и сворачивания. Для лучшего сцепления с поверхностью рекомендуется применение грунтовки.

Очевидным преимуществом данного метода в сравнении с обмазочным и наливным методами, являются низкая трудоемкость и быстрота нанесения. Состав строительной бригады для выполнения работ 2-3 человека. Однако для проведения этих работ требуется специализированное оборудование, представляющее собой насос с бензиновым двигателем, к которому через шланги подсоединяется пистолет распылитель.

Преимуществом мастичных наливных и напыляемых полимерных материалов является отсутствие на кровле мест стыков и швов, а также простота выполнения узлов примыканий к инженерным сооружениям на кровле. Мастики незаменимы при ремонте практически всех видов кровель: мастичных, рулонных, металлических, асбестоцементных, бетонных и т.п. При этом ремонт производится, как правило, без удаления старой кровли, кроме случаев с кровлей из рубероида, имеющей большое количество слоев после многочисленных ремонтов, когда расчистка от старого ковра становиться необходимой.

Недостаток мастичных покрытий состоит в том, что весьма трудно добиться гарантированной толщины изолирующей пленки, особенно при больших уклонах и неровной поверхности. Поэтому необходимо либо тщательно готовить поверхность, либо увеличивать расход материала.
Срок службы правильно смонтированного мастичного покрытия составляет более 20 лет.

Механическое крепление

Теплосварные системы

Термопластичные полимерные материалы, такие как ПВХ и ТПО мембраны толщиной от 0,3 до 5 мм свариваются горячим воздухом специальными сварочными аппаратами, сварка горячим воздухом, гарантирует наибольшую прочность шва. Несомненным преимуществом такого способа является то, что нет необходимости устраивать полное соединение кровельного покрытия с основанием. Качественное оборудование для автоматической и ручной сварки кровельных мембран выпускает компания LEISTER. Оптимальными параметрами сварки при проведении работ при температуре +15…+20°C и нормальной влажности воздуха являются: температура воздушного потока +500±30°C при скорости движения аппарата 1,5-3,0 м/мин.

На подготовленной поверхности основания под кровлю раскатывают несколько рулонов мембраны свободно без натяжения. Рулоны выравнивают один по отношению к другому, обеспечивая нахлест (продольный 100-120 мм и поперечный 70 мм). Полотнище уложенного рулонного материала механически закрепляют вдоль края специальными саморезами и пластиковыми втулками. Для этого подойдут кровельные тарельчатые дюбели "РОКС", TERMOCLIP, RUFIX, FAST FIX и др. От края мембраны крепёж не должен быть расположен ближе 30 мм. Шаг установки крепёжа рассчитывается с учетом ветровой нагрузки. По периметру и в угловых зонах ветровые нагрузки выше, чем в центральной части.

Поэтому на основной площади здания установка крепежа производится по расчету, по периметру здания установка крепежа в два раза больше расчетного, на углах здания установка крепежа в четыре раза больше расчетного. Как правило, минимальное расстояние между крепежными элементами должно быть не менее 180 мм, максимальное не более 550 мм. Средний расход крепежа 5-10 шт/м2.

Крепеж устанавливается под прямым углом к основанию. Длину дюбеля и самореза, крепящего дюбель к основанию кровли, выбирают в зависимости от основания кровли (бетон или профлист) и толщины теплоизоляции.

Требования по монтажу к металлическому основанию

  • Минимальная толщина стального, оцинкованного профлиста для механического крепления - 0,7 мм.
  • Крепления всегда необходимо осуществлять в верхнюю гофру профлиста (гребень волны).
  • При креплении в профлист, самосверлящий шуруп должен выйти из профлиста не менее чем на 15 мм (рекомендовано 20-25мм).
  • Монтаж дюбеля осуществляется с помощью шуруповерта, без воздействия ударных нагрузок с частотой вращения 1500-2000 об./мин.

Требование по монтажу в бетонное основание

Бетонные основания должны иметь ровную поверхность. Стыки бетонных плит должны быть заполнены цементно-песчаным раствором.

Крепления должны устанавливаться в бетон, а не в стяжку.

При использовании механического крепления к бетону, важно иметь в виду следующее:

  • Проверять глубину бурения, чтобы избежать сквозных дыр в основании. Убедиться, что бур имеет нужный диаметр (согласно спецификации крепления) и что отверстие является достаточно глубоким;
  • Мембрану всегда укладывают поперек бетонной плиты;
  • Никогда не устанавливают крепления ближе 50 мм к краю бетона во избежание скола;
  • На плите из легкого бетона не устанавливают крепления ближе 100 мм к краю плиты во избежание скола.

Крепление к бетону осуществляется при помощи собранного комплекта: кровельный крепеж «РОКС» + остроконечный саморез + нейлоновый дюбель 8x40. Нейлоновый дюбель должен быть навинчен на саморез не более чем до начала расширения распорной зоны нейлонового дюбеля.

Собранный комплект вставляется в заранее пробуренное через кровельный пирог отверстие в основании кровли, после чего закручивается с помощью шуруповерта без воздействия ударных нагрузок. Глубина погружения тарельчатой части дюбеля «РОКС» в изолирующий слой должна быть не более 2мм.

Монтажные характеристики в бетон:

  • диаметр сверла - 8мм
  • диаметр отверстия в бетоне - 8+0,4 мм
  • глубина отверстия в бетоне- 50 мм
  • частота вращательного действия 500 об/мин.

После крепления края мембраны производят сварку мембран. Ширина сварного шва должна быть не менее 30 мм. Для надежной сварки необходимо обеспечить чистую поверхность мембраны. При необходимости, для удаления пыли, волокон теплоизоляционных материалов или грязи участок для сварного шва предварительно рекомендуется очистить влажной тряпкой. Категорически запрещается производить сварку открытым пламенем или иным не рекомендованным способом! Сварка горячим воздухом может производиться при любых погодных условиях, если влага не попадает на сварной шов.

При сварке обе поверхности мембран (верхняя и нижняя) нагреваются, приобретая пастообразную консистенцию, после чего соединяются под давлением. Прикатка должна производиться катком цилиндрической формы в первые 5 секунд после прекращения разогрева при удельном давлении 0,05 МН/м2.

Оптимальными параметрами сварки при проведении работ при температуре +15…+20°C и нормальной влажности воздуха являются: температура воздушного потока +500±30°C при скорости движения аппарата 1,5-3,0 м/мин. Настройку сварочного оборудования производят в соответствии с инструкциями по эксплуатации. Для правильного выбора температуры сварки и скорости проводятся пробные тесты.

Критериями качества шва являются:

  • Ширина сварного шва не менее 30 мм;
  • Сваренные друг с другом мембраны не должны отделяться друг от друга;
  • Равномерность сварки: вдоль качественного сварного шва наблюдается глянцевый след шириной 10 мм;
  • Отсутствие складок на всем протяжении шва и признаков перегрева пленки (потеки, изменение цвета – коричневый оттенок);
  • При испытании шва на разрыв, разрыв должен происходить за пределами сварного шва. Армированные мембраны могут расслаиваться, обнажая армирующий слой по всей длине сварного шва.

Качество сварного шва проверяют не ранее, чем через 30 мин. после сварки.

Устройство парапетов

Крепление мембран непосредственно на основание кровли и к ограждающим конструкциям без теплоизоляции осуществляется распределителями нагрузок. Для этого используются кровельные стальные шайбы КСШ-1, КСШ-2, КСШ-3, алюминиевые и стальные планки ПКА, ППА, ПС.

При устройстве гидроизоляции плоской кровли из полимерных мембран существует несколько вариантов «устройства парапета», т.е. обеспечения надежного (защищенного от протечек) примыкания полимерной мембраны к парапету.

Наиболее широко распространен вариант, когда край основного рулона мембраны немного заводится на парапет и крепится прямой (прижимной) рейкой (планкой). Выбор крепежных комплектующих для кровли зависит от типа материала, из которого выполнен парапет. Для крепления в бетонные, газо- и пенобетонные парапеты, а также парапеты из кирпича используются дюбель-гвозди 6*40 и 6*60. Для крепления в металлические парапеты или парапеты из сэндвич-панелей предпочтительно использовать сверлоконечные шурупы (саморезы) 5,5* 35 мм.

После крепления основного рулона, на горизонтальную часть кровли, примыкающую к парапету, горячим воздухом приваривается полоска мембраны шириной достаточной для перекрытия уже закрепленного основного рулона.

Полоса заводится на парапет и крепится к парапету краевой (угловой) рейкой (планкой). Выбор крепежных комплектующих данном случае полностью аналогичен, приведенному выше. Верхний край краевой (угловой) рейки (планки) образует угол с основной частью планки. Правильным считается такое крепление, при котором край мембраны совпадает с линией перегиба планки.

Балластные системы

Балластные кровли занимают свою заслуженную нишу среди различных видов конструкций кровель. Функциональное назначение балласта может быть разное: от простого пригруза, до механической и теплоизоляционной защиты кровельного ковра.

Технология устройства заключается в том, что на свободно уложенные гидроизоляционные материалы (приклеенные или механически закрепленные только по периметру крыши) укладывают пригруз (балласт) минимальной массой 50 кг на 1 м2 из сыпучих каменных материалов округлой формы средней фракции от 20 до 40 мм (окатанный калиброванный гравий или щебень, речная галька). Использование более мелкой фракции или песка недопустимо, так как в процессе эксплуатации здания он может забить водосточную систему. Рекомендуемая толщина засыпки гравием – не менее 50 мм. В зонах с повышенной ветровой нагрузкой по периметру кровли и в ее углах, в связи с возможностью выдувания гравия от парапетов, требуется более толстый слой гравия (толщина слоя рассчитывается с учетом ветровой нагрузки). В таких случаях также возможно использование тротуарной плитки вместо гравия.

Острые камни, содержащиеся в балласте, могут повредить мембрану в процессе установки, поэтому поверх мембраны должен быть уложен защитный материал маты или нетканое полотно (геотекстиль) плотностью не ниже 500 г/м2. Возможна также комбинация классической балластной и инверсионной системы, где мембрана расположена между слоями утеплителя. Это решение позволяет максимально защитить мембрану от механических повреждений и исключить возможность выпадения конденсата на внутренней стороне мембраны при холодных ливнях.

Недостатком балластных систем являются большие трудовые и финансовые затраты по сравнению со стандартными кровельными пирогами: поднять и уложить несколько тонн гравия сложнее, чем закрепить материал механически. Кроме того балластная система создает значительные нагрузки на кровле и поэтому невозможно ее повсеместное применение.